
Стружка, колесики, шестеренки. Из этого мусора создают свои работы художники, работающие в жанре ассамбляж. Это редкое для России художественное направление призывает видеть красоту в хаотичном нагромождении предметов. Глядя на эти работы, невольно задаешься вопросом: что перед тобой? Арт – объект или внутренности разбитого транзистора?
Техникой «ассамбляж» увлекались все ведущие авангардисты 20 века, от Татлина и Родченко до Раушенберга и Дюшана. Но свои современные формы этот стиль обрел в начале 60-х. В Новосибирске этим направлением занимаются, в основном, театральные художники, привычные к созданию объемных композиций. Владимир Авдеев, например, постоянно вводит в свои живописные полотна деки, грифы и другие детали музыкальных инструментов. А Любава Бутакова использует металл, текстиль и лак для создания каркасных скульптур.
«Какая-то многоплановость появляется, объемность. И совмещение каких-то, может быть, на первый взгляд несовместимых предметов. На самом деле, все можно совместить, как эта выставка показывает. Тем и интересно это направление», - рассказывает Любава БУТАКОВА, художник, дизайнер.
Организатор выставки, Евгений Кирьянов ассамбляжем увлекся давно, еще во время учебы в институте искусств. Говорит: всегда было интересно наблюдать, как самый обычный предмет меняется, попадая в некое художественное пространство. Материал для работ художник ищет в самых необычных местах.
«Находим на свалках, на чердаках. Мимо какой-нибудь помойки спокойно уже не прохожу. Постоянно оглядываюсь: не дай бог, не пропустить что-то интересное», - рассказывает художник Евгений КИРЬЯНОВ.
Деревянные фантазии Дениса Быструхина, картины из кожи Игоря Соби, предметные коллажи Анны Тарасовой. Почти все работы, представленные в экспозиции «Неоправданная предметность», выставляются впервые. Ассамбляжем, как и другими смешанными техниками, большинство художников занимаются от случая к случаю, скорее, ради эксперимента. И обычно не демонстрируют арт-объекты, выполненные в этом стиле, широкой публике.
Станислав Якушевич, Новосибирские новости