Арбузы, дыни и прочие плоды из Средней Азии попали под пристальный контроль санитарных врачей. Ранние фрукты традиционно вызывают сомнение у покупателей: приобретать их новосибирцы не спешат, опасаясь нитратов и других вредных веществ.
Первые арбузы привезли в Новосибирск ещё в начале июня, но активно торговать ими начали всего неделю назад. До этого выкладывать бахчевые на прилавки не было смысла, объясняют продавцы. Покупатели ранние фрукты обходят стороной.
«Начинают покупать где-то с первого числа июля, то есть всё равно покупатели побаиваются. Ну а сейчас берут в основном взрослые, потому что детям всё равно маленьким не берут. Бояться», - говорит продавец Наталья Мастикова.
Каждому фрукту как говориться своё время. Сейчас в торговых рядах распродают последнюю черешню и абрикосы, их основной урожай собирают в республиках Средней Азии с конца мая. А вот дыни и арбузы по убеждению покупателей не могут созреть так рано.
«Он растёт, во-первых, в открытом грунте, в теплице его не вырастешь и в тёплых республиках, а начинается с августа, поэтому если он выращен, значит ускоренным темпом, значит много здесь удобрения», - считает покупатель Светлана Дуброва.
Много удобрений, следовательно, есть нитраты. Признаки их присутствия покупатели видят в больших размерах плодов и слишком яркой окраске. При взгляде на фруктово-овощные ряды напрашивается неутешительный вывод – опасные для здоровья соединения есть везде. Хотя это мнение субъективное.
Существует так называемый «дедовский» способ определения нитратов в арбузе. Для этого его мякоть необходимо положить в стакан с водой. Если через 15-20 минут жидкость в стакане станет розовой, а то и того хуже – красная, значит нитраты в арбузе присутствуют. Вот только в каком количестве этим методом не определишь.
Сотрудники лаборатории, где выявляют нитраты и пестициды, к таким способам относятся скептически. Больше доверяют точным приборам. Но исследование выявит далеко не все опасные соединения.
«Это зависит от оборудования, от детектора, который в этом оборудовании находиться. То есть пока у нас возможность исследовать на 40 компонентов», - рассказывает ведущий специалист лаборатории Светлана Сивова.
А всего существует больше 200 видов пестицидов. Если нет тех сорока, не факт что оставшиеся сто шестьдесят в полях Средней Азии не используют.
«Вообще когда продукция проходит границу где-то, они должны декларировать, какими препаратами обрабатывали. Вот это в первую очередь. Если бы это происходило, нам бы проще было и службам, Роспотребнадзору и другим», - говорит начальник отдела карантинных растений Россельхознадзора Анатолий Голубь.
Пока многочисленные исследования плодов из Средней Азии подтверждают их безопасность. Специалисты успокаивают: ранние фрукты есть можно. А вот насколько они полезны и вкусны дело уже другое.
Алексей Фазлеев, Новосибирские новости