Новосибирские политологи и гражданские активисты весь март обсуждают неявные итоги президентских выборов. Насколько протестное движение повлияло на их итоги? Нужно ли ожидать «закручивания гаек» со стороны властей? Как будет развиваться политическая ситуация в стране в ближайшие 3-6 лет, какое место в ней займут политические партии и несистемная оппозиция. Эти темы стали предметом обсуждения череды круглых столов, прошедших в Новосибирске. «Новосибирские новости» публикует самые яркие мнения экспертов, выступавших на встрече в Новосибирском союзе журналистов.
Владимир Карпов, заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, (КПРФ):
- Большая часть избирателей проголосовала за стабильность, которую олицетворяет Владимир Владимирович Путин. При любом другом выборе стабильности бы не было, и если россияне поставили именно эту ценность – стабильность – во главу угла, это надо принять.
При этом нужно понимать, что стабильность люди четко отличают от стагнации. Выбор стабильности не означает отказа от преодоления наиболее негативных моментов (коррупции, расслоения общества). Никто не хочет консервации существующего порядка вещей.
Александр Люлько, депутат Совета города Новосибирска:
- Протестное движение сменило тренд. Если раньше было принято ругать «дерьмократов», строить «вертикаль власти», то теперь демократические ценности признаются и народом, и властью. И это один из главных итогов протестного движения, возникшего после 4 декабря 2011 года.
Алексей Мазур, политолог, журналист сайта «Тайга.инфо»:
- В Россию вернулись история и политика – их не было предыдущие 7 лет. Страна была заморожена. Не хочется применять слово «оттепель», но сейчас такое ощущение, что появилась новая жизнь.
Алексей Осипов, политолог, док.ист.наук:
- Власть под собой «почувствовала страну».
Виктор Мокровицкий, руководитель Совета предпринимателей Заельцовского район:
- «Смутьянчики» сделали свое дело: заставили власти больше слушать предпринимателей и население. Теперь они, я считаю, «загасятся» лет на пять. А вот Путин не сможет не делать того, что обещал. И я считаю, что сейчас начнется «движуха» в правительстве.
Алексей Мазур:
- Надо понимать, что вся наша политика строится на борьбе групп влияния, интересы которых не совпадают. Это не партии, а некие кланы, которые представляют очень небольшой круг людей. С чего бы системе стать другой – непонятно. Пока весь расклад в пользу феодализма, бюрократический аппарат – те же феодалы, живущие на ренте, плюс сырьевая зависимость…
Ярослав Голодов, член оргкомитета «За честные выборы:
- Сейчас главный риск для Путина – его собственная элита. Она вполне способна предать. В этом смысле я бы сравнил нынешнее положение Путина с Чаушеску.
Алексей Осипов:
- Рефеодализация – это не признак одной только России. Она идет во всем мире, свидетельство тому – всплеск насилия в международных отношениях. Никто уже не пытается договариваться. Вопросы решаются, как в средние века… Мир вступил в полосу бифуркаций – в полосу войн и революций – это однозначно. Это последние выборы, которые выиграли с помощью телевидения. На следующих выборах это будет интернет. Здесь главное – удержать ситуацию и начать серьезные реформы. Возможности развития сырьевого варианта развития исчерпаны.
Константин Федоров, активист гражданского движения «Политдозор»:
- Один из выводов, который сделали граждане, - глобально влиять на политику, менять одних на других не получается, и вряд ли стоит этим заниматься. При любом сценарии развития страны единственное, на что можно рассчитывать, – это горизонтальные связи. Мы не «загасились», просто будем действовать по-другому, по горизонтали. Будем снизу, по-одному выдергивать жуликов и воров, снимать их с должностей…
Действия по конкретным случаям: собрались - помогли разобраться - разошлись. Недавно 40 человек пришли к главе Черепаново, который хотел закрыть малокомплектную школу, привезли телекамеры, поговорили, спасли школу.
Анна Терешкова, доверенное лицо кандидата в президенты Михаила Прохорова в Новосибирской области:
- Очень важно создать горизонталь политического движения вне политических интересов. Потому что если баррель упадет, и начнутся задержки зарплаты бюджетникам, то есть тем, кто в массе своей голосовал за Путина, они сами же пойдут против него. Тогда только горизонтальные связи смогут это все удержать.
Александр Люлько:
- Большая ошибка демонизировать стоимость барреля нефти или личность Путина. Также как и преувеличивать значение административного ресурса. Я знаю в мэрии множество людей, которые голосовали за ЛДПР, КПРФ, никто им не мешал. Административный ресурс неэффективен, Путин сам от него во многом отказался, хотя и не полностью… Нарушений на выборах не было не потому, что был тотальный контроль, а потому, что народ сам не захотел в этом участвовать.
Надо выстраивать гражданское общество. В США 1,5 млн общественных организаций с совокупным бюджетом 1 трлн долларов, они полностью независимы от государства. Если не делать ставку «на барина», все изменится.
Вадим Галиев, комиссар движения «Наши» в Новосибирске:
- Инициативы снизу жизненно необходимы, и это абсолютно укладывается в рамки вектора политики Путина, государственной политики страны. Отсюда поддержка молодых ученых, поддержка гражданских инициатив. В ближайшие шесть лет на уровне государства делается ставка на развитие личности, личной инициативы. Либо люди начнут брать ответственность на себя, либо нет. Тогда через 10-15 лет страны не будет.
Эльмира Веселова, Новосибирские новости
- В Новосибирской области хотят реализовать пилот «ЭРА ГЛОНАСС»
- Итоги инвентаризации водоемов города Новосибирска подвели в мэрии
- Вопросы для референдума отправили обратно в избирком
- Новосибирские депутаты: «Муниципальные выборы должны проходить по одномандатным округам»
- Новосибирские депутаты предлагают увеличить штрафы за несанкционированную торговлю