«Комсомолка» выбрала 7 отечественных картин, которые должно быть нестрашно посмотреть в ближайшие 12 месяцев
7. "Уланская баллада"
Двухсотлетний юбилей Отечественной войны 1812 года никак не мог пройти мимо российских кинематографистов. Начнется празднование победы над французами в январе, когда в прокат выйдет нетленка "Ржевский против Наполеона" от создателей незабываемого опуса "Гитлер капут". Но с этим фильмом все более-менее понятно - это будет экранизация всех существующих на свете анекдотов про поручика Ржевского и Наташу Ростову.
А вот "Уланская баллада", похоже, делается с оглядкой на фильм Хотиненко "1612". События в фильме разворачиваются накануне Бородинской битвы, есть интрига со шпионами и предателями, имеет место и подвиг юного дворянина. В главной роли Сергей Безруков.
Правда, нет никаких гарантий, что из всего этого получится вменяемое кино. Режиссер "Баллады" Олег Фесенко - человек, явивший миру сериалы "Даша Васильева-2" и "Поцелуй Сократа". Иногда, впрочем, он покидал круги телевизионного ада, чтобы сделать картины "Ведьма" (вольная экранизация гоголевского "Вия") и "Стритрейсеры" (слоган этого фильма "Бензин, резина, любовь" исчерпывающе описывает его содержание).
"Уланская баллада" в прокате с 6 сентября 2012
6. "Камень"
Когда комик решает вдруг сменить амплуа, реакция публики может быть непредсказуемой. Всем, понятно, известен успешный пример Джима Керри, который в какой-то момент перестал играть гуттаперчевых придурков и, задрав штаны, побежал за "Оскаром". Благодаря этому появились фильмы "Человек на Луне", "Шоу Трумана" и "Вечное сияние чистого разума".
У Керри все получилось - за тем исключением, что "Оскар" ему так и не достался. Ну а желание сниматься в "серьезных" фильмах однажды привело его на съемочную площадку к одному из худших режиссеров современности Джоэлу Шуммахеру, едва не похоронившему карьеру артиста шизофреническим триллером "Номер 23".
По стопам Керри решил пойти Сергей Светлаков - один из ведущих самого популярного юмористического шоу страны "Прожекторперисхилтон".
В фильме "Камень" Светлаков сыграл преступника, который похищает сына бизнесмена и ставит отцу ребенка ультиматум - либо спустя 24 часа тот совершает суицид, либо мальчик умрет.
Фильм уже показали директорам российских кинотеатров, и с показа они выходили не то чтобы страшно воодушевленными.
Главный вопрос - зачем все это понадобилось Светлакову? Ну уж не ради "Золотого орла" точно.
Как бы то ни было, любопытно посмотреть на попытку превращения фрезеровщика Дулина в обиженного жизнью похитителя детей.
Похоже, это будет не столько триллер про киднеппинг, сколько кино про костры амбиций и утраченные иллюзии артиста Светлакова.
"Камень" в прокате с 19 января
5. "Жить"
Один из самых успешных молодых российских драматургов Василий Сигарев два года назад взял главный приз "Кинотавра" со своим режиссерским дебютом - фильмом "Волчок", в котором супруга Сигарева Яна Троянова на протяжении 90 минут сживает со свету свою экранную дочь.
Несмотря на кучу фестивальных призов "Волчок" скромно прошел в прокате, однако оказался одним из немногих российских фильмов, ставшим предметом ожесточенных дискуссий. Собственно, о "Волчке" периодически спорят до сих пор, и диапазон мнений самый разнообразный - кино называют то тоскливой чернухой, то безошибочно точным портретом Родины-матери, то страшной сказкой с грустным финалом.
Сигарев тем временем успел снять свой второй фильм с лаконичным названием "Жить", о сюжете которого неизвестно ровным счетом ничего. Из тизера, который под конец года появился в Интернете, понятно лишь то, что Сигарев остался верен выбранной стилистике - здесь как и в "Волчке" пригламуренная красота туманов над рекой соседствует с жесточайшей гоп-реальностью российской провинции.
В главной роли вновь Яна Троянова - на сей раз трезвая и с трагическим лицом. Учитывая, что в финале тизера название фильма написано на английском, режиссер явно рассчитывает на внимание крупных международных кинофестивалей. Может статься, что рассчитывает не зря - и тогда "Жить" автоматически станет главным арт-хитом российского проката.
Дата премьеры фильма "Жить" пока не определена.
4. "Метро"
Существует как минимум два жанра, к которым отечественное кино испокон веков боится подступиться - это фильм-катастрофа и фильм ужасов.
Боится совершенно справедливо - сюжет любого хоррора меркнет по сравнению с выпуском криминальных новостей на НТВ, а для фильма-катастрофы помимо толкового режиссера нужна рота технарей и специалистов по высококачественной компьютерной графике.
Неудивительно, что за всю историю советско-российского кинематографа известен один хороший хоррор и один эталонный фильм-катастрофа - это, соответственно, "Вий" и "Экипаж".
Новых российских фильмов ужасов в 2012-м, к счастью, не ожидается - всем хватило шлака вроде "ССД" и "Фобоса", выходившего в минувшие годы. А вот на фильм-катастрофу отечественная киноиндустрия замахнуться таки решила - режиссер Антон Мегердичев ("Бой с тенью-2", "Темный мир") снял кино об аварии в московской подземке.
Сюжет, как водится, апокалиптичен - в тоннеле метро возникает трещина, через которую в подземку со страшной силой начинает хлестать вода из Москвы-реки. В эпицентре всех этих безобразий оказывается вагон, в котором кроме еще сотни пассажиров едут персонажи Сергея Пускепалиса и Анатолия Белого, которые спят с одной и той же женщиной - оставшейся наверху Светланой Ходченковой. Словом, помимо спасения утопающих Пускепалис с Белым еще и выяснят отношения между собой. Чисто сюжетно все это напоминает американский фильм "Дневной свет" (1996) с Сильвестром Сталлоне в главной роли. Но это как раз не самое главное - все ленты про тонущий транспорт похожи друг на друга как близнецы.
Успех фильма-катастрофы как никакого другого жанра связан с созданием убедительных характеров - картонной биомассе никто не будет сопереживать. У режиссера Мегердичева с созданием характеров как раз очевидные проблемы. Впрочем, нельзя исключать, что именно на этом фильме его прорвет, как тот самый тоннель московского метро.
"Метро" в прокате с 20 декабря 2012 года
3. "Шпион"
Над экранизациями произведений Бориса Акунина висит какой-то злой рок - кто бы ни брался за перенос его детективов на экран, зрелище выходит либо блеклым (сериал "Азазель"), либо скучным ("Турецкий гамбит"), либо просто страшным ("Статский советник").
Может быть, дело в том, что до сей поры режиссеры замахивались на лучшие вещи Акунина - хорошие книжки, как известно, редко имеют конгениальные экранизации.
В 2012 году ситуация изменится - в прокат выйдет "Шпион" дебютанта Алексея Андрианова - экранизация средненького "Шпионского романа".
Дело в "Шпионе" происходит накануне Великой Отечественной войны, сюжет крутится вокруг поисков немецкого шпиона Вассера, проникшего в верхушку НКВД. Мудрого энкавэдэшника Октябрьского играет Федор Бондарчук, роль его юного визави (который еще и потомок Эраста Фандорина) досталась Даниле Козловскому.
Создатели фильма уже заявили, что делают "Шпиона" в стилистике красочного кинокомикса. То есть покажут они нам не серую предвоенную Москву, а практически аналог Готэм-сити из фильмов Тима Бертона о Бэтмене. Еще из интересных деталей - специально для роли Октябрьского Бондарчук отрастил щегольские усы, с которым несколько раз появился на обложках глянцевых журналов.
"Шпион" в прокате с 5 апреля 2012 года
2. "Дау"
Съемки фильма о физике Льве Ландау в какой-то момент всем стали интересны гораздо больше, чем сам фильм. Режиссер Илья Хржановский окопался в Харькове, выстроил там огромную декорацию Института - зловещего сталинского здания, в котором работали и жили ученые - и установил на территории Института особые порядки. Абсолютно все участники съемочного процесса - от артистов до дворников - должны были даже при выключенной камере жить по законам того времени, про которое Хржановский снимает в данный момент. Мобильные телефоны запрещены, неологизмы и новорусский сленг - тоже, даже современные деньги на территории Института хождения не имели. В фильме не занято ни одного профессионального актера. Ландау играет дирижер Теодор Курентзис, его жену Кору - экс-напарница Верки Сердючки Радмила Щеголева. В ролях сталинских ученых - ученые из современных московских НИИ. Все это в зависимости от угла зрения можно назвать грандиозным мошенничеством, а можно - абсолютным погружением в эпоху.
В любом случае, никто не верил, что съемки "Дау" когда-нибудь завершатся. Дата окончания работы над фильмом переносилась несколько раз, а все, кто ездил в Харьков писать репортажи со съемок (в том числе и автор этих строк) видели страшно довольного своим положением мини-тирана Хржановского, который мог часами рассказывать о гениальной концепции "Дау". Поэтому когда в декабре появилась информация о том, что Хржановский отметил окончание работы над фильмом разрушением здания Института, я сначала протер глаза, а затем монитор компьютера, чтобы убедиться, что прочитал все правильно.
Но самое интересное наступит теперь, когда "Дау" после монтажа нужно будет выпустить в прокат. Планка ожиданий задрана неимоверно, а шансы на то, что вместо шедевра получился громкий пшик, невероятно велики. Тем не менее, посмотреть на результат хочется безумно.
Дата премьеры «Дау» не определена
1. «Шапито-шоу»
Главная сенсация прошлогоднего Московского кинофестиваля, четырехчасовой фильм от авторов перехваленной, но вполне симпатичной «Пыли». Четыре взаимосвязанные новеллы - Любовь, Дружба, Уважение, Сотрудничество. Каждая новелла заканчивается песнями, плясками и апокалипсисом.
Все эти расхожие вещи, которые про «Шапито-шоу» Сергея Лобана не сказал только ленивый, не проясняют главного - а почему все это нужно смотреть случайному зрителю? «Шапито-шоу» многие, думается, относят к той же категории, что и забубенный русский артхаус, который в избытке присутствует в конкурсной программе каждого «Кинотавра». Однако фильм Лобана никакого отношения к артхаусу не имеет. Он вообще стоит особняком от всей продукции российской киноиндустрии. И сделан как поколенческий гимн - ровно таким же гимном больше 20 лет назад стала соловьевская «Асса».
Что самое главное - в «Шапито-шоу», пожалуй, впервые в новом русском кино высказана важная вещь о сущности современной жизни. Ключевое слово - имитация. Все вокруг - от образа власти в телевизоре до человеческих отношений - превратилось в одну большую постмодернистскую шутку. «Шапито-шоу» - кино об окончательной симулякризации пространства. Впрочем, вы можете смело идти на него, даже если вас пугают такие слова - фильм прекрасно работает и как самое оптимистичное высказывание о конце света.
«Шапито-шоу» в прокате с 19 января 2012
Александр НЕЧАЕВ
Источник: kp.ru